22.09.2015
В условиях множественности лиц в банкротстве на стороне залогодержателя (как минимум предшествующий и последующий) судебная практика насчитывает мало случаев оставления заложенного имущества залоговым кредитором за собой. Однако анализ судебной практики показал, что преимущественным правом оставления такого имущества за собой имеет первоначальный залогодержатель.
В момент перехода права собственности к залогодержателю на оставленное за собой имущество предшествующий залог подлежит прекращению. B силу того, что возник новый собственник у заложенного имущества, все ограничения и залоги подлежат снятию с такого имущества, как утратившие силу. Таким образом, можно говорить o том, что повторное обращение взыскания на заложенное имущество, оставленное кредитором за собой, недопустимо.
Стоит немного остановиться на расчетах с созалогодержателями за счет выручки средств от продажи предмета залога. Не представляет сложности вопрос, касающийся соотношения прав созалогодержателей в отношении денежных средств, вырученных от продажи предмета залога. Вырученные денежные средства от продажи каждого предмета залога подлежат перечислению всем созалогодержателям пропорционально требованиям, предъявленным ими. В том числе поровну делятся все расходы на выплаты кредиторам с большей преференцией.
В большей степени представляет интерес вопрос о положении созалогодержателя, чье залоговое право требования появилось в результате погашения кредитором основного долга в качестве поручителя. Позиция ВАС такова: поручитель и кредитор в качестве созалогодержателей имеют равные права на удовлетворение своих требований из стоимости предмета залога. Однако кредитор имеет преимущественное право перед поручителем на самостоятельное осуществление своих прав в отношении остальной части своего требования.
Толкуя положения Пленума ВАС буквально не представляется возможным сделать вывод o том, что кредитор в приоритете перед поручителем в отношении вырученных средств от реализации предмета залога. Все-таки преимущество, о котором говорится выше, имеет место только в части оставшегося требования у кредитора. Приоритет относится именно к процедуре обращения взыскания на залог, но никак не к установлению его в отношении залоговой стоимости.
Однако некоторые теоретики склонны к иному толкованию положений Пленума ВАС. Они считают, что залогодержателю-кредитору представлен приоритет перед залогодержателем-поручителем в отношении удовлетворения требований из сумм, вырученных от реализации заложенного имущества. Такое неоднозначное понимание положений указанного документа приводит к противоположным позициям судебной практики регионов РФ.
Не единообразная практика в данном вопросе приводит к риску признания судом преимущественного положения основного залогодержателя перед другим созалогодержателем, получившим залоговое право требования в результате погашения части долга на основании договора поручительства.