13.01.2015
Чтобы кредитор имел возможность инициировать банкротство должника, он должен иметь судебное решение o взыскании долга, размер которого более трехсот тысяч рублей. При этом просрочка выплаты долга должна быть не менее 3-х месяцев. Однако попадаются случаи, при которых, несмотря на наличие вышеуказанных оснований, инициировать банкротство должника не получается. Такой случай появляется, когда у кредитора имеется судебное решение o взыскании долга по судебным расходам, которые обязан возместить проигравший должник. Это при том, что сам непосредственно долг, который и стал «яблоком раздора» может уже быть погашен должником, либо судебный спор вообще не был связан с взысканием денежной суммы. Так сказать должник должен возместить только судебные расходы.
B последнее время стала складываться удачная судебная практика по возмещению судебных расходов должником. Суды все чаще стали обязывать проигравшую сторону компенсировать судебные расходы в полном объеме, особенно это касается сейчас расходов на представителей. Учитывая это, размер присужденных судебных расходов может быть изрядно существенным. В связи c этим кредиторам хотелось бы понимать, могут ли они на основании такого решения обратиться в суд c заявлением o признании должника банкротом. Казалось бы это возможно. Ho практика показывает, что не все так однозначно.
Кредиторы с рассматриваемым требованием по возмещению долга имеют право быть включенными в действующий процесс o банкротстве. Они подлежат включению в III очередь реестра требований кредиторов. Включение таких кредиторов может произойти как при рассмотрении заявления o банкротстве, так и в дальнейшем при любой процедуре дела o банкротстве. Судебная практика содержит немалое количество таких примеров.
Однако рассматриваемые кредиторы не имеют права инициировать банкротство своего должника, даже если сумма задолженности по судебным расходам является очень крупной. Это связано c тем, что суды придерживаются следующего воззрения: обязательства по возмещению судебных расходов при определении признаков банкротства должника не учитываются. Хотя закон o банкротстве прямо такого ограничения не предусматривает. Фактически статус таких требований судебные органы приравнивают к статусу, который носят финансовые и имущественные санкции. Это видно из положения закона o банкротстве, предусматривающего, что требования по исполнению обязательств по оплате неустойки, упущенной выгоды и иных санкций не учитываются при определении признаков банкротства. Впрочем, данное правило не означает, что кредитор не может быть включен в реестр требований кредиторов.
По общему правилу право обратиться в суд c заявлением o банкротстве предоставлено непосредственно самому должнику, конкурсному управляющему, a также уполномоченным органам. У конкурсного кредитора такое право возникает c момента вступления в силу решения o взыскании c должника долга. Но, к огромному сожалению, суды не признают обязанность возместить должником кредитору судебные расходы "денежным требованием" в понимании закона o банкротстве, то бишь денежным требованием для целей определения признаков банкротства.