08.08.2018
По итогам проверочных налоговых мероприятий инспекторы составляют акт проверки. Это документ, который содержит сведения о выявленных фактах нарушения налогового законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, фирм, ИП, или сведения об отсутствии нарушений, а также выводы и предложения проверяющих, суммы доначислений.
Если компания не согласна с результатами проведенной в отношении нее налоговой проверки, она вправе подать в инспекцию в течение 1-го месяца со дня получения акта проверки свои возражения на него. Свою позицию, изложенную в возражениях, налогоплательщик может подтвердить дополнительными доказательствами, представив их контролерам вместе с возражениями.
Стоит подчеркнуть, что возражения на акт проверки компания должна подавать в инспекцию, проводившую проверку, то есть в свою территориальную ИФНС. Сделать это можно в любой день месячного срока, в том числе в последний. При этом НК РФ не предусматривает продление срока подачи возражений. Это означает, что обращаться в инспекцию с заявлением о продлении срока подачи возражений по причине командировки, болезни, отпуска руководителя фирмы, главного бухгалтера нет смысла. Данный срок продлен не будет.
Однако, если компания пропустила срок подачи возражений, но она имеет аргументы, подтверждающие ее налоговую добросовестность, то подготовить и направить в ИФНС возражения на проверочный акт в таком случае целесообразно. И надо это сделать до момента вынесения решения по проверке. Так как контролеры в любом случае при принятии решения по итогам проверки обязаны принять во внимание не только материалы проверки, но и поступившие возражения хозяйствующего субъекта, доводы и разъяснения налогоплательщика. Суды это подтверждают.
Следует обратить внимание, что возражения на проверочный акт налогового ведомства не являются инструментом его обжалования. Данный акт обжаловать нельзя. Можно оспорить только решение, принятое на основании акта. Акт только дает налогоплательщику возможность обосновать свою позицию, которая должна быть учтена при вынесении решения по результатам проверки.
Унифицированной формы возражений нет. В «шапке» документа, то есть в верхнем правом углу, следует указать реквизиты налогового органа, куда компания подает возражения, ФИО его руководителя. А также данные самого налогоплательщика – его название, ИНН, КПП, юрадрес, контактную информацию.
Условно возражения на акт проверки можно разделить на три части: вводную, мотивировочную, итоговую.
Целесообразно все аргументы сгруппировать по смысловым частям и пронумеровать их. Например, возражения могут содержать следующие смысловые части: доводы в подтверждение проявления должной осмотрительности, обоснование реальности сделок со спорными контрагентами, выводы налогоплательщика по содержанию свидетельских показаний и т.п. Главные выводы следует выделить, чтобы акцентрировать на них внимание налогового органа.
Усилить свою позицию налогоплательщик может выводами судов по аналогичным спорам. Указывать надо в первую очередь арбитражную практику «своего» региона. В возражениях целесообразно также подтвердить свои доводы ссылками на разъяснения Минфина России, письма ФНС России. Дополнительно налогоплательщик вправе привести свои доказательства. Это, например, может быть экспертиза, результаты независимого исследования в подтверждение рыночной стоимости товара.
Если акт проверки содержит расчетные ошибки инспекторов, то в возражениях налогоплательщик должен привести конкретные цифры в подтверждение своей позиции. Только в таком случае данный аргумент будет действенным, убедит руководство налогового органа в ошибках, допущенных проверяющими.
Следует подчеркнуть, что контролеры не вправе ссылаться на примерные расчеты, основывать свои выводы на предположениях. Такие доводы являются неправомерными. Они противоречат ст. 108 НК РФ, которая закрепляет презумпцию невиновности налогоплательщика.