20.10.2022
Процедура банкротства представляет собой, помимо иных ее пониманий, и определенное состояние должника, сопряженное с рядом ограничений и изменений в хозяйственной жизни.
Закон и теория несостоятельности презюмируют, что, раз компания при ее текущем руководстве оказалась неспособна расплатиться с кредиторами, то такое руководство проявило себя экономически неэффективно.
Данная неэффективность обусловливает необходимость пересмотра экономической модели, что предполагает также и замену управляющего звена.
Однако, на этом специфика не заканчивается – текущий объем активов необходимо также зафиксировать в определенном состоянии, чтобы затем они могли быть направлены на погашение задолженностей.
Все это в совокупности приводит к фигуре арбитражного управляющего, основными задачами которого являются как раз осуществление управления компанией и аккумулирование ее активов для целей последующего погашения требований кредиторов.
Первоначально, российское законодательство о банкротстве исходило из предпринимательского характера деятельности арбитражного управляющего, однако, впоследствии данный подход дискредитировал себя, продемонстрировав неэффективность.
В настоящий момент управляющий представляет собой особую, тесно связанную с процедурами банкротства должников, фигуру, при этом стимулом для него является установленная законом гарантия получения вознаграждения по итогам выполнения им своих задач, в зависимости от того, насколько были погашены требования кредиторов, как дорого удалось продать имущество, а также от общего пополнения конкурсной массы за счет оспаривания сделок или привлечения бенефициаров к субсидиарной ответственности.
Как известно, процедуры банкротства дифференцируются в зависимости от своих целей, а также стадий рассмотрения дела о несостоятельности.
По общему правилу, первой применяемой в деле о банкротстве процедурой является наблюдение.
В рамках данной процедуры вновь назначаемый управляющий именуется временным управляющим.
Его задачи напрямую не связаны с погашением задолженностей, но их выполнение создает к тому предпосылку:
По итогам проведения первой процедуры суд, на основании представленных управляющим данных отчета, а также с учетом решения первого собрания кредиторов, вводит следующую процедуру либо прекращает производство по делу.
В зависимости от выбранной процедуры может быть назначен административный, внешний, конкурсный управляющий, а соответствующие функции суд может возложить на уже исполняющего свои обязанности временного управляющего.
Реабилитационные процедуры финансового оздоровления и внешнего управления в российских реалиях банкротства не столь востребованы, ввиду чего подробно рассматривать специфику статуса административного и внешнего управляющего не слишком целесообразно, но можно отметить, что в рамках данных процедур управляющий должен осуществлять руководство деятельностью должника таким образом, чтобы восстановить его платежеспособность.
В процедуре же конкурсного производства управляющий становится полноправным руководителем, а его предшественник освобождается от исполнения своих обязанностей.
В отличие от конкурсного управляющего, иные виды управляющих не являются полноценными руководителями, а представляют собой скорее некие надзорные органы, с которыми владельцы бизнеса должника обязаны согласовывать все деловые решения.
Как было указано выше, перечень задач временного управляющего прямо зафиксирован в законе.
Аналогичным образом задачи административного, внешнего и конкурсного управляющего имеют свое законное закрепление.
Однако, из прямого текста закона не совсем ясно, каков концептуальный подход к определению основных функций управляющего.
Если свести все группы задач различных видов управляющих в единый список, то можно сказать, что основные функции и полномочия арбитражного управляющего выглядят следующим образом:
Помимо этого, важной функцией управляющего, исходя из его правовой природы, является обеспечение баланса прав всех участников дела, - кредиторов и самого должника, - несмотря на очевидный прокредиторский подход российского Закона о банкротстве, управляющий не должен допускать ситуаций, когда кредиторы действуют явно в ущерб интересам должника.
Помимо прав, арбитражный управляющий имеет и определенные обязанности, суть которых сводится к необходимости действовать добросовестно и разумно.
Смысл этих категорий уловить довольно сложно, поскольку они являются оценочными, и четко зафиксированных критериев нигде не прописано – в каждом конкретном случае последнее слово за судом.
Если говорить простыми словами, то добросовестность арбитражного управляющего означает, что он обязан действовать так, чтобы не нарушались интересы никого из участников дела о банкротстве.
Разумность, в свою очередь, означает такой стандарт поведения управляющего, при котором, сравнивая совершаемые им действия с абстрактной фигурой «любого разумного человека» нельзя было бы усмотреть отклонений (например, неразумным будет считаться установление чрезмерно высокой начальной цены продажи очевидно неликвидного имущества на торгах, поскольку ни одно разумное лицо не поступило бы таким образом, так как это не позволит максимально быстро и выгодно такое имущество продать).
Поскольку управляющий несет ответственность перед кредиторами должника, при нарушении им стандартов добросовестного и разумного поведения они имеют право подать на такого управляющего жалобу с требованием о признании его действий/бездействий незаконными, а также взыскать убытки.
Кроме того, законом установлена административная ответственность управляющего за нарушения, допущенные им при сопровождении процедур несостоятельности. Наиболее строгой санкцией является отстранение управляющего от ведения всех процедур банкротства, куда он был назначен, на определенный срок.
Арбитражный управляющий, наряду с судом, является критически важной для проведения процедуры банкротства фигурой.
В его задачи, помимо прямо закрепленных в законе, фактически входит сдерживание натиска разъяренных кредиторов, желающих «разобрать должника по винтикам» в целях удовлетворения своих требований – арбитражный управляющий, по сути является, надзирателем, который следит за соблюдением всеми участниками дела о банкротстве принципов и правил конкурсного регулирования.
Вместе с тем и сам управляющий является фигурой подотчетной: он обязан представлять суду сведения о ходе процедуры банкротства, а также несет ответственность перед участниками дела в виде материальных убытков, рискуя в определенных случаев лишиться возможности сопровождения всех находящихся в его ведении процедур несостоятельности.