17.02.2015
В процедуре добровольной ликвидации есть существенная проблема – с какого момента начинается ликвидация. Данная проблема является довольно таки давней и остается по сей день. В том числе она напрямую связана с давнишним спором по вопросу момента возникновения полномочий руководителя. А именно с момента назначения его учредителями либо с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Изменения, произошедшие в сентябре в ГК, к сожалению никак не затронули сформировавшийся подход к данной проблеме. Также как и положения ГК, положения иных федеральных законов не связывают начало действий руководителя компании с внесением информации о нем в ЕГРЮЛ. Наоборот, законодательство прямо указывает, что порядок деятельности руководства компании (ЕИО) и принятие им решений устанавливается уставом компании, внутренними документами компании и договором, заключенным с ним. Таким образом, если документацией компании и законом не установлено иное, полномочия руководителя компании, безусловно, начинаются с момента принятия об этом решения учредителями. Тем более, что ВАС РФ определил, что надлежащим субъектом при смене руководителя в ЕГРЮЛ является вновь назначенный директор и налоговый орган «поневоле» признает полномочия нового руководителя по его заявлению. ВАС РФ постановил в 2006 году, что закон не связывает возникновение/прекращение полномочий ЕИО с фактом внесения в госреестр такой информации.
Однако факт наличия сведений в ЕГРЮЛ все же имеет место быть применительно к более сложным вещам. К примеру, контрагенты всегда ориентируются на информацию о руководителе компании, содержащуюся в госреестре. Также важна информация о руководителе, находящаяся в госреестре для банков, в целях распоряжения счетом надлежащим руководителем, то есть банки признают именно руководителя, закрепленного в госреестре надлежащим. Аналогичная ситуация и с госорганами, при сдаче отчетности, ведь для них надлежащим руководителем также является руководитель, закрепленный в госреестре. При корпоративных конфликтах ситуация с руководством компании состоит аналогично вышеописанным. Остальные же действия, для которых нет необходимости в подтверждении полномочий руководства выпиской ЕГРЮЛ, свободно осуществляются директором без ограничений.
Что касается ликвидации, то здесь дело обстоит аналогично. Уполномоченные органы компании обязаны в течение трех дней с момента принятие об этом решения сообщить об этом в ИФНС. Одновременно назначается и ликвидатор (руководитель ликвидационной комиссии) и с момента его назначения он получает полномочия по управлению компанией. Законодательство не содержит абсолютно никакой зависимости возникновения полномочий ликвидатора с внесением о нем информации в госреестр. Таким образом, полномочия ликвидатора начинаются с подписания договора с ним, и уведомление ИФНС об этом всего лишь имеет характер уведомления, не более.
Однако при ликвидации должника остается неоднозначный подход судов к вопросу о прекращении исполнительного производства. Некоторые суды требуют от ликвидатора представления судебным приставам выписки ЕГРЮЛ с актуальной информацией. Другие же говорят об отсутствии такой необходимости. Думается, что имея ввиду данную проблему, все же стоит представлять выписку ЕГРЮ с актуальной информацией, дабы судебный пристав мог убедиться в достоверности полномочий ликвидатора, ведь он отвечает за сохранность переданных ему для исполнения исполнительных документов. А абсолютной гарантией такого удостоверения является ЕГРЮЛ, особенно при наличии корпоративного конфликта.