16.03.2016
Если физическое лицо хочет вести предпринимательскую деятельность от своего имени, ему необходимо зарегистрироваться под статусом индивидуального предпринимателя (ИП). Госрегистрацию ИП проводит налоговая инспекция, являющаяся регорганом. Регорган вносит в ЕГРИП (Единый госреестр индивидуальных предпринимателей) запись о госрегистрации ИП и выдает физическому лицу документы, подтверждающие госрегистрацию ИП.
Для госрегистрации ИП в инспекцию представляется определенный перечень документов, закрепленный законодательно. Однако представить определенный пакет документов мало, важно чтобы он был оформлен надлежащим образом с учетом всех требований российского законодательства по составу, содержанию и способу представления документов. Если документы будет подавать в регорган не уполномоченное лицо, регорган откажется их принимать. Если документы будут направлены в регорган ненадлежащим способом, запись в ЕГРИП не будет внесена. Если же будет представлен не полный пакет документов в регорган, то регорган вообще откажет в госрегистрации ИП.
В регорган для госрегистрации ИП должен быть представлен следующий пакет документов:
Заявление
(форма Р21001) o госрегистрации физического лица в качестве ИП. Необходимость
удостоверения у нотариуса подлинности подписи физического лица,
регистрирующегося в качестве ИП, зависит от способа представления документов в
регорган. Если заявитель лично представляет документы в инспекцию либо через
многофункциональный центр и при этом предоставляет паспорт (иной документ) в
качестве удостоверения личности, то в удостоверении подписи заявителя у
нотариуса нет необходимости. Данное правило распространяется и на случаи подачи
документов в регорган через информационно-телекоммуникационные сети, подписанные
усиленной квалифицированной электронной подписью. Все остальные случаи
представления пакета документов в регорган для госрегистрации ИП требуют
нотариального удостоверения подписи заявителя в заявлении o госрегистрации.
При заполнении заявления о госрегистрации
ИП следует обратить особое внимание на лист с информацией о кодах экономической
деятельности (ОКВЭД), которыми собирается заниматься ИП. В данном листе
вносятся коды по классификатору ОКВЭД ОК 029-2001, состоящие не менее чем из 4
цифр. Новый классификатор ОКВЭД ОК 029-2014 будет применяться только с
1.01.2017 года. На данный момент, если в заявлении о госрегистрации ИП будут
указаны коды экономической деятельности из этого классификатора регорган примет
решение об отказе в госрегистрации ИП. ИП может внести в госреестр
неограниченное количество кодов ОКВЭД. Если какой-то вид деятельности по тем
или иным причинам не будет внесен, а ИП решит заниматься этой деятельностью, то
ему придется потратить некоторое количество времени на дополнительное внесение
этого кода ОКВЭД в ЕГРИП.
Документ, подтверждающий оплату госпошлины в размере 800 рублей: оригинал квитанции при оплате госпошлины наличными и платежное поручение при безналичной форме оплаты. Предполагается, что данный документ не обязательно представлять в регорган при госрегистрации ИП, если в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах содержится информация об оплате пошлины за госрегистрацию ИП. В данном случае подтверждение оплаты госпошлины представляется Казначейством России. Однако стоит понимать, что такой информации в информационной системе может не оказаться по различным причинам, к примеру, банк, принявший оплату госпошлины, не направил сведения об оплате в данную систему либо вообще в ней не зарегистрирован. В итоге у физического лица возникает риск отказа в госрегистрации ИП. Таким образом, чтобы обезопасить себя лучше представить документ об оплате госпошлины вместе с пакетом документов на госрегистрацию ИП.
Копия паспорта лица, регистрируемого в качестве ИП. Необходимо обратить внимание на тот факт, если паспорт лица-заявителя не содержит отметку об адресе места жительства, то данное лицо обязано представить дополнительный документ. Ситуация с отсутствием в паспорте отметки o месте жительства могла возникнуть до 2010 года. Тогда ФМС России могла выдавать в качестве подтверждения места жительства определенного лица свидетельство, не ставя отметку в паспорте. С 11 ноября 2010 года такие свидетельства подлежат выдаче исключительно лицам, не достигшим 14-ти лет, для остальных лиц с указанной даты подтверждением места жительства является отметка в паспорте об этом. Таким образом, лица, регистрировавшиеся по месту жительства до 2010 года и получившие в подтверждение об этом не отметку в паспорте, а свидетельства, должны для регистрации их в качестве ИП представить также в регорган и копию такого свидетельства. В противном случае регорган вынужден будет отказать в госрегистрации ИП.
Еще одним важным вопросом при предъявлении в налоговую инспекцию документов на госрегистрацию ИП является вопрос о необходимости заверения копии паспорта заявителя у нотариуса. Необходимость нотариального заверения копии паспорта у нотариуса зависит от способа представления документов на госрегистрацию в инспекцию. В заверении копии паспорта нет необходимости, если будут выполнены два условия:
заявитель лично представляет документы для госрегистрации непосредственно в инспекцию;
заявитель представляет вместе с обычной копией паспорта еще и оригинал, который возвращается заявителю вместе с распиской в получении инспекцией от заявителя документов для госрегистрации ИП. Все остальные случаи представления копии паспорта требуют заверения верности копии данного паспорта. Для госрегистрации ИП представляется в инспекцию копия действующего паспорта. Если будет представлена заявителем копия недействующего паспорта, то налоговыми органами будет выдан заявителю отказ в госрегистрации ИП. Если вдруг так случится, что налоговая упустит недействительность паспорта и проведет госрегистрацию ИП, то у третьих лиц будет шанс обжаловать такую госрегистрацию в судебном порядке, и суд естественно встанет на сторону истца в данном случае.