27.11.2014
Известно, что компания обязана получить статус члена саморегулируемой организации (далее по тексту – СРО) для ведения строительных работ. Так же компания, безусловно, должна получить свидетельство о допуске к соответствующим строительным работам (далее по тексту – свидетельство СРО). Немаловажным является и то, что при вступлении в члены СРО компания обязана оплатить «приличный» вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд СРО. Указанные взносы не возвращаются при прекращении членства в СРО.
Естественно у строительных организаций появляется вопрос о возможности получения свидетельства СРО при преобразовании строительной компании на компанию-правопреемника (по тексту – новая компания). Соответственно, нужно ли оплачивать новой компании повторно взносы и получать свидетельство СРО в общем порядке? Ведь если необходимо новой компании проходить повторно процедуру вступления в СРО, то она понесет значительные дополнительные затраты.
В гражданском законодательстве не урегулировано правопреемство юридических лиц в области осуществления прав, на которые необходимо специальное разрешение. Минрегионразвития России разъяснило, что право на осуществление видов работ по свидетельству СРО, является исключительным специальным правом и не подлежит передаче в порядке правопреемства. Что автоматически означает, что при реорганизации, новой компании нужно вступить в СРО и получить свидетельство о допуске на выполняемые строительные работы.
По многочисленным мнениям теоретиков позиция Минрегионразвития все же является ошибочной, поскольку она отражает вопросы правопреемства в гражданском обороте. Однако отношения в сфере получения права на выполнение строительных работ неправомерно называть в чистом виде частноправовыми. И конечно использовать здесь только гражданско-правовые нормы совершенно неправильно.
Возможность переоформления свидетельства СРО на компанию-правопреемника должна решаться в совокупности с правовой природой отношений, связанных с получением такого допуска, а также целей, которые преследовались при установлении существующей модели регулирования.
Исходя из целей СРО, саморегулирование направлено, в том числе и на защиту публичных интересов и сходно в этом с лицензированием. Поэтому правоотношения, связанные с получением допуска СРО необходимо воспринимать не только как частноправовые, но и в обязательном порядке как публично-правовые.
Очевидным является то, что по завершению реорганизации в форме преобразования деятельность, требующая получения свидетельства СРО, осуществляется тем же хозяйствующим субъектом и в этом случае переоформление свидетельства СРО без прохождения процедуры вступления в члены СРО не создает абсолютно никакой угрозы для целей саморегулирования, закрепленных законодательно.
Градостроительный кодекс РФ не содержит специального ответа на рассматриваемый вопрос. Данный кодекс содержит положение о том, что одно из оснований прекращения членства в СРО является ликвидация компании (члена СРО). Преобразование же является другой формой прекращения юридического лица. По этому поводу Комитет ФС РФ по строительству и земельным отношениям разъяснил, что учитывая норму ГК РФ о том, что при реорганизации сохраняется правопреемство юридических лиц, то факт реорганизации компании не является основанием прекращения его членства в СРО.
В случае же реорганизации в иных формах, правопреемство и возможность переоформления свидетельства СРО в ряде случаев не признается. Принципиальное значение имеет мнение вышеуказанного Комитета Госдумы о том, что при определении правовых последствий реорганизации компаний-членов СРО необходимо руководствоваться принципом аналогии закона и применять норму закона о лицензировании, которая закрепляет возможность для правопреемника переоформить на себя лицензию, выданную его предшественнику. Но данная норма содержит такую возможность только для правопреемников, возникших в результате реорганизации в форме преобразования и слияния.