г. Москва, ул. Остоженка, д. 10

Общественные объединения и их организационно-правовые формы

Получите бесплатную консультацию

Общественные объединения и их организационно-правовые формы

С 01.09.2014 г. в связи с изменениями в Гражданском кодексе РФ нормы, регулирующие правовое положение общественных объединений, изложены в новой редакции.  Вместе с тем, важно, что указанные изменения подлежат применению  лишь к тем отношениям, которые возникли после вступления изменений в силу, т.е. после 01.09.2014 г. Что касается правоотношений,  возникших до начала действия изменений ГК РФ, то положения новой редакции Гражданского кодекса РФ применяются к правам и обязанностям, возникающим после даты вступления их  в силу. Кроме этого необходимо учитывать, что до приведения  законов и иных нормативных правовых актов  в соответствие с ГК РФ, последние применяются в части, непротиворечащей Гражданскому  кодексу.

Также Федеральный закон от 05.05.2014 года № 99-ФЗ  установил, что с даты его вступления  в силу (01.09.2014 г.) при регулировании правового положения действующих  организаций, которые ранее относились к организационно-правовым формам общественных объединений в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», теперь применяются нормы об ОПФ, в которых возможно создание некоммерческих организаций после 01.09.2014 года. В частности, к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям,    применяются нормы  об общественных организациях (ст. 123.4 – 123.7 ГК РФ); к общественным фондам - о фондах (ст. 123.17 - 123.20 ГК РФ);  к общественным учреждениям - о частных учреждениях (ст.123.21 и ст.123.23 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного, в дальнейшем в данной статье  целесообразно говорить об общественных  организациях, поскольку в силу закона ими признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. Кроме этого, большинство из организационно-правовых форм общественных объединений сегодня регулируются нормами о них.

О других организационно-правовых формах некоммерческих организаций вы можете узнать на нашем сайте.

Итак,  общественная  организация - это некоммерческая корпоративная организация. К этой ОПФ, в том числе относятся политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления. Учредители общественной  организации, которых не  может быть менее трёх, самостоятельно формируют внутреннюю структуру объединения, определяют цели и способы работы. Общественные  организации действуют гласно и открыто, размещают свои учредительные документы и программы в Интернете или на стендах, то есть обеспечивают доступ к ним для широкого круга лиц. Государственная регистрация общественных организаций осуществляется в установленном законом порядке в соответствующем подразделении Минюста России:

  • в центральном аппарате  - политические партии;
  • в территориальном органе  - региональные отделения  и иные структурные подразделения политических партий; иные некоммерческие организации.

ГК предусматривает возможность объединения общественных организаций в ассоциации (союзы) в установленном порядке. Кроме этого, по решению участников (членов) общественной организации она может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

По территориальному признаку выделяют 4 типа общественных организаций

  • общероссийские. К таковым относят НКО, которые имеют свои подразделения более чем в 50% субъектов Российской Федерации (им разрешается применять в наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и сформулированные на их основе словосочетания и фразы без согласования управомоченных государственных органов);
  • межрегиональные – на территории нескольких субъектов РФ (менее половины);
  • региональные – в одном субъекте РФ;
  • местные – в одном муниципальном образовании.

Для государственной регистрации общественной организации передается следующий пакет документов:

  • заявление (должно быть подписано уполномоченным лицом по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ);
  • 3 экземпляра Устава;
  • выписка из протокола съезда, общего собрания или конференции о том, что общественная организация  создана, Устав утвержден, руководящие и контрольно-ревизионные органы сформированы;
  • сведения об учредителях;
  • квитанция или платежное поручение, подтверждающее уплату госпошлины;
  • сведения об адресе органа, осуществляющего постоянное руководство общественной организацией;
  • при регистрации международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций необходимо, в том числе, предоставить протоколы конференций, съездов или общих собраний их структурных подразделений;
  • документы, подтверждающие права на средства индивидуализации юридического лица (наименования), товаров, работ и услуг, если таковые используются;
  • если НКО получает денежные средства из источников за рубежом и участвует в политической деятельности, то оно прилагает заявление о включении его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
  • Иные документы в соответствии с действующим законодательством.

Стадии процесса государственной регистрации общественных организаций установленыАдминистративным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций

  • заявление о гос. регистрации рассматривается соответствующим подразделением Минюста РФ, который в течение 14 рабочих дней выносит решение о регистрации общественной  организации или решение об отказе в регистрации;
  • следующий шаг – Минюстом России в федеральную налоговую службу России (далее ФНС) или её территориальные органы для внесения информации об общественной организации в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) передаются необходимые сведения и документы;
  • инспекция ФНС в срок не позднее 5 рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Минюст России или его территориальный орган;
  • свидетельство о государственной регистрации выдает соответствующий орган Минюста России в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений о внесении записи в ЕГРЮЛ.

При этом общий срок регистрации, без учета времени не передачу сведений и документов в ФНС и на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать: 33 дней для общественных объединений; 30 дней - политических партий и 17 рабочих дней - иных некоммерческих организаций.

Специалисты Международной Юридической Компании проконсультируют вас по любым вопросам, касающимся организационно-правовых форм некоммерческих организаций, и окажут помощь в их регистрации.




Получите бесплатную консультацию

Заказать звонок

Задать вопрос

RU/EN
Яндекс.Метрика