Налоговый кодекс Российской Федерации следующим образом определяет индивидуального предпринимателя: им является физическое лицо, в установленном порядке зарегистрированное и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Вместе с этим закон однозначно устанавливает, что физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но при этом не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований закона, при исполнении обязанностей, которые возлагает на них ГК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ индивидуальные предприниматели могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере.
Далее в этом разделе вы найдете ответы на часто возникающие вопросы, которые помогут начать свой бизнес: порядок и сроки подачи пакета документов, куда подавать, как все предусмотреть?
Специалисты Международной Юридической Компании готовы помочь вам.
Зарегистрировать индивидуального предпринимателя возможно, обратившись в Федеральную налоговую службу РФ (территориальную инспекцию).
Для удобства московских предпринимателей создан специальный центр регистрации на базе Межрайонной инспекции ФНС № 46, который принимает лиц, состоящих на налоговом учете в данном городе (адрес: Москва, Походный проезд, владение 3).
Если вы уже сдали документы на регистрацию, ждать осталось недолго: вся процедура регистрации составляет не более 5 рабочих дней.
На практике фраза «не более 5 рабочих дней» предполагает именно такое количество рабочих дней, не считая дня сдачи документов и выходных, то есть ровно 1 неделю. Федеральной налоговой службой из-за большого количества ошибок при обработке документов сотрудниками регистрирующих органов было подготовлено Письмо «О недопустимости сокращения сроков» (от 21.04.2006 №ШТ-6-09/432@).
Для иностранцев и лиц без гражданства:
Ниже приводится несколько вариантов подачи документов для регистрации индивидуального предпринимателя:
Если документы оформлены неверно, выдается письменный отказ (с указанием обоснования). Если все в порядке, то вы получите следующий комплект документов о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя:
Храните документы бережно, лучше в сейфе. В любые учреждения рекомендуем предоставлять простые копии или заверенные нотариально. Восстановление документов при утере потребует затрат дополнительного времени и денег.
По получении и предъявлении в банке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя открывается счет, посредством которого, в том числе, будут осуществляться расчеты по уплате налогов, страховых взносов, пеней и штрафов. В пакет необходимых для открытия счета в банке документов также входят: паспорт; карточка с образцами подписей и оттиска печати; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (копия); свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (копия). В связи с перечисленными документами очевидна необходимость изготовления печати, хотя прямо законом такое требование не установлено. Однако печать потребуется не только при открытии счета в банке, но при оформлении бланка строгой отчетности, оформлении и ведении трудовых книжек (в случае привлечения наемных работников), подготовке доверенности на представление интересов в арбитражном суде в простой, не нотариальной, форме.
В случае изменения сведений, содержащихся в ЕГРИП, об индивидуальном предпринимателе, в налоговый орган по месту жительства данного предпринимателя, который осуществляет учет таких изменений, подается заявление в установленной форме. Данное заявление должно быть подписано собственноручно самим предпринимателем. Одновременно с указанным заявлением представляется и копия документа, подтверждающего изменение сведений об индивидуальном предпринимателе, ранее внесенных в ЕГРИП. Как и при регистрации индивидуального предпринимателя, заявление о внесении изменений в ЕГРИП может быть подано непосредственно предпринимателем либо его представителем, также подача документов может быть осуществлена посредством почтового отправления или через многофункциональный центр, или с использованием электронного портала государственных и муниципальных услуг. В последнем случае заявление должно быть исполнено в форме электронного документа и подписано электронной подписью. Полномочия представителя должны быть нотариально удостоверены. Регистрация таких изменений осуществляется не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган.
ККМ регистрируется для проведения расчетов с клиентами при помощи наличных денег (кэша). Для этого вы должны обратиться в территориальную налоговую инспекцию, в которой вы состоите на учете, как налогоплательщик. Время регистрации контрольно-кассовой техники (сокращенно ККТ или ККМ) – 2-4 недели. При этом существует ряд случаев, при которых использование ККТ не обязательно, к примеру, когда осуществляется предоставление услуг населению с выдачей бланка строгой отчетности или когда применяется патентная система налогообложения, а также при осуществлении некоторых видов деятельности таких, как продажа ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов для городского общественного транспорта, газет и журналов в специализированных киосках; торговля на рынках и ярмарках; мелкорозничная торговля; осуществление наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники индивидуальными предпринимателями в отдаленных или труднодоступных местностях и др.
С 01.09.2014 года на основании решения общего собрания участников хозяйственного общества индивидуальному предпринимателю могут быть переданы полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.