Проводят внутренний контроль и оценивают риски осуществляемых денежных операций и их соответствие законодательным нормам организации-участники финансового рынка. Это банки, иные кредитные и страховые организации, МФО, ломбарды.
Одним из контрольных мероприятий в целях противодействия отмыванию нелегальных финансов является блокировка счетов по 115-ФЗ. Она означает наложение запрета на распоряжение находящимися на счетах денежными средствами при установлении факта проведения по счетам сомнительных операций. То есть при блокировании счета его владелец, гражданин или компания, не может воспользоваться деньгами на нем. Нельзя снимать, переводить деньги, пополнять счет. Банки также не вправе проводить операции по заблокированным счетам.
Центробанк разъяснил, что порядок блокировки счетов по 115-ФЗ банки устанавливают сами. Происходит это в рамках правил внутреннего контроля. То есть блокировку счета инициирует банк. А именно его служба финансового мониторинга, которая контролирует операции по счетам всех клиентов. По 115-ФЗ банк вправе заморозить любой счет, если у него возникнут подозрения, что проводимые по счету операции связаны с нелегальными финансами либо с террористическими организациями. О принятых мерах по блокировке счетов уведомляется незамедлительно Росфинмониторинг.
Следует отметить, что банки имеют информацию об идентификационных данных всех своих клиентов, по которым они получают доступ к банковским онлайн-системам. Это сведения об IP-адресах, номерах SIM-карт, номерах телефонов. При проведении мониторинга сомнительных операций банки сравнивают идентификаторы устройств клиента, с которых он входит в автоматизированную систему банковского обслуживания, с идентификаторами устройств клиентов, чьи счета были закрыты при выявлении нелегальных финансовых операций. Выявленное совпадение также является основанием блокировки счета.
Срок приостановки по счетам сомнительных расходный операций составляет 5 рабочих дней. Если в течение этого времени банк не получает от Росфинмониторинга постановления о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок, блокировка с операции снимается, и операция осуществляется. Максимальный же срок блокировки денежных операций на основании постановления Росфинмониторинга равен 30 дням.
Основная причина блокировки счета – это проведение по нему сомнительных операций. Например, на счет гражданина единовременно поступила крупная денежная сумма от компании, уже попадавшей под внутренний контроль банка. Или на счет фирмы поступил непрофильный платеж, с него постоянно обналичиваются большие суммы денег.
115-ФЗ устанавливает перечень операций, которые банки контролируют в обязательном порядке:
Однако банки могут блокировать и иные операции своих клиентов, относительно которых у них возникли подозрения в причастности к нелегальным доходам.
Блокировка счета банком опасна для бизнеса. В случае блокировки счета компания не сможет производить расчеты со своими контрагентами, госорганами по обязательным платежам, включая социальные взносы и налоги. Не сможет выплачивать зарплату своим сотрудникам. А также получать денежные средства, перечисленные в ее адрес. В итоге чего потеряет прибыль и вынуждена будет искать альтернативные способы расчетов.
Какие же компании находятся в зоне риска? Практика показывает, внимание банков при мониторинге операций своих клиентов и оценке их как сомнительных сосредотачивается на следующих фактах:
Стоит отметить, что банк может заблокировать счет фирмы и за перевод денег сомнительным по мнению банка контрагентам. Поэтому совет. Всегда внимательно проверяйте своих бизнес-партнеров. Анализируйте свои риски при ведении бизнеса. А также в процессе хозяйственной деятельности старайтесь не допускать соответствия фирмы перечисленным выше признакам неблагонадежных клиентов банка.
Для начала узнать в банке причину блокировки счета. Для этого, как правило, необходимо прийти в отделение банка по адресу ведения счета. Или запросить письменные разъяснения.
Следующий шаг – это подготовка и направление в банк заявления о неправомерной блокировке счета. К такой претензии в обязательном порядке прикладываются документы, отражающие легальность и экономическую обоснованность проведенных по счету операций. Это, к примеру, подтверждающие покупки документы, договоры продажи недвижимого имущества, информация об обменных операциях, сведения о финансовых сделках. В документах должны быть отражены все суммы, которые проходили по счету до блокировки.
Банк обязан рассмотреть представленные клиентом сведения в течение 10 рабочих дней со дня их получения. По итогам сообщить клиенту о наличии или отсутствии оснований для размораживания счета.
Если владелец счета документально подтверждает все свои операции, обосновывает их целесообразность, то банк производит разблокировку счета. И с этого момента всеми возможностями банковского обслуживания лицо может пользоваться в полном объеме. Также о снятии блокировки не позднее следующего рабочего дня уведомляется Росфинмониторинг.
Согласно поправкам в 115-ФЗ, вступающим в силу с 30 марта этого года, если счет банком не разблокирован, то следующий шаг – это обращение со всеми обосновывающими операции документами в межведомственную комиссию при Центробанке. Комиссия рассматривает заявление гражданина или компании, при необходимости запрашивает недостающую информацию у финансовой организации и решает вопрос о правомерности блокировки счета. Если счет размораживается, то банк уже не вправе отказать клиенту в проведении операций по нему.
Специалисты Международной Юридической Компании помогут вам в восстановлении доступа к заблокированному банковскому счету.
Как только вам стало известно о блокировке счета, первое, что стоит сделать – обратиться к нашим компетентным специалистам по телефону: +7(495)649-00-65 или, оставив заявку в форме обратной связи на сайте. Свяжитесь с нами прямо сейчас, и ваш счет будет разблокирован быстрее.