Общепризнанной целью антимонопольного законодательства является развитие конкуренции. Наличие конкурентного рынка положительным образом влияет на благосостояние потребителей.
В практическом плане антимонопольное законодательство направлено на поведение, которое снижает конкуренцию и наносит ущерб благосостоянию потребителей, что выражается в повышении цен, а также снижении объемов производства или предложении потребителям некачественных вариантов.
Федеральное законодательство предполагает, что недобросовестная реклама вредит конкуренции – антиконкурентное поведение, являющееся предметом антимонопольного законодательства, приводит к повышению цен и снижению качества. Недобросовестная реклама, в свою очередь, обманывает потребителей и искажает рынки. Оба вида поведения наносят вред потребителям.
В самом общем виде для применения антимонопольного законодательства необходимо нанесение ущерба рынку в целом. Недобросовестная реклама, напротив, может иметь место, даже если пострадал только отдельный конкурент (вместе с обманутыми потребителями, которые являются как механизмами, с помощью которых наносится ущерб конкуренту, так и жертвами самими по себе). Для потребителей защита от недобросовестной рекламы служит ряду целей, которые в общих чертах можно описать как «благосостояние потребителей». Вред от недобросовестной рекламы может быть экономическим, когда обманутые потребители лишаются выгод от своих сделок, также он может быть физическим, когда затрагиваются характеристики безопасности или здоровья. Кроме того, он может быть моральным, когда рекламодатель намеренно вводит в заблуждение и тем самым не уважает самостоятельность потребителей.
Важно разграничивать действия, нарушающие рекламное законодательство, и действия, являющиеся проявлением недобросовестной конкуренции. В первом случае ответственность за их совершение наступает по ст.14.3 КоАП, во втором – по ст.14.33 КоАП. Так, если неточные, ложные сведения о товаре, некорректное сравнение конкурирующих товаров присутствуют только в рекламе, то применяется ст.14.3 КоАП. Если же информация, содержащая признаки недобросовестной конкуренции, доводится до целевой аудитории помимо рекламы еще и другими способами (например, на товарных этикетках), то действует ст.14.33 КоАП.
Рекламное законодательство также закрепляет ряд правил к распространению рекламы: нельзя использовать иностранные фразы, изменяющие ее смысл, демонстрировать курение и потребление алкогольных напитков, не допускается дискриминация по расовым, профессиональным и иным признакам, использование оскорбительных образов и выражений, государственных символов.
Рекламодатели и рекламопроизводители при разработке и реализации рекламной концепции должны учитывать установленные нормативные требования. В том числе при необходимости включать в рекламу предупреждающие надписи, обязательные к раскрытию данные о товаре.
Оценка самой рекламы осуществляется, как правило, с точки зрения обычного потребителя. Если информация представлена в ней таким образом, что она плохо воспринимается или вообще не воспринимается потребителем (например, размер шрифта, цвет), и это меняет смысл рекламы, вводит потребителя в заблуждение, то данная информация признается отсутствующей, а сама реклама – ненадлежащей. Так как в таком случае в ней нет ключевых сведений об объекте рекламирования.
Основными функциями антимонопольных органов в сфере рекламы являются следующие:
Целю антимонопольного регулирования рекламной деятельности является защита потребителей и конкурентов от недобросовестной рекламы. Когда потребители делают выбор в пользу покупки, основываясь на ложных или вводящих в заблуждение заявлениях продавцов, они проигрывают, как и честные конкуренты.
Для реализации данных функций ФАС наделена рядом полномочий, среди которых можно выделить выдачу предписаний о нарушении законодательства непосредственным участникам рынка, выдачу предписаний органам власти об отмене нарушающих рекламное законодательство актов, предъявление в суд требований об опровержении недостоверных сведений, наложение мер административной ответственности.
Важным моментом, характерным для дел о нарушении рекламного законодательства, является то, что при реализации своих полномочий ФАС не вправе разглашать сведения, полученные в ходе принятия ей соответствующих мер, на которые распространяется режим охраняемой законом тайны.
АНО «МЮК «Солиситоры, Барристеры и Атторнеи» предлагает своим клиентам следующую юридическую поддержку в области рекламного законодательства:
Настоящее предложение рассчитано не только на рекламные агентства полного цикла и компании, рекламирующие свои товары и услуги, но и на распространителей рекламы, то есть на средства массовой информации: газеты, журналы, телекомпании, радиостанции, электронные СМИ.