В ходе осуществления предпринимательской деятельности любая компания неизбежно сталкивается с различного рода трудностями, начиная с невозможности договориться с контрагентами, заканчивая банкротством.
Однако особого внимания заслуживает именно сфера взаимодействия с государственными органами. Как известно, проверки контролирующих ведомств никогда не бывают приятными, даже если результат не повлечет никаких неблагоприятных последствий.
Федеральная антимонопольная служба, как один из таких контролирующих органов, в пределах осуществления своих полномочий также может проводить проверки, и для того, чтобы себя обезопасить от неприятностей, стоит заранее быть к ним готовым и знать специфику подобного рода мероприятий.
Важно разработать эффективную стратегию внутреннего реагирования до того, как случится проверка. Все сотрудники должны знать, как вести себя с представителями ФАС и каковы их юридические обязанности и права. Если компания не выполнит свои юридические обязательства во время внезапной проверки, могут быть наложены значительные штрафы, а отдельные сотрудники могут быть привлечены к ответственности. В то же время важно обеспечить соблюдение прав компании и ограничений полномочий сотрудников контролирующего органа, а также минимизировать влияние проверки на повседневную деятельность компании.
В целях контроля соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства ФАС РФ наделена различными полномочиями, к числу которых относятся проверки компаний.
Если антимонопольный орган подозревает, что произошло нарушение закона о конкуренции, он может проводить внезапные проверки в помещениях компаний, подозреваемых в причастности к совершению антимонопольных нарушений (а в некоторых случаях и в помещениях их клиентов и/или конкурентов).
В первую очередь, необходимо сказать, что по своей сути проведение антимонопольной проверки представляет собой мероприятие по формированию службой доказательственной базы нарушения антимонопольного законодательства.
Данный правовой институт не является чем-то исключительно российским – проверки проводят и аналогичные ФАС органы в зарубежных государствах.
Независимо от того, какие процессуальные нормы применяются, проверка оказывает значительное давление сразу на несколько сфер бизнеса и может быть очень неприятной.
Закон различает 2 вида антимонопольных проверок, к числу которых относятся плановые и внеплановые.
Информация о планах проведения первого вида проверок размещается в открытых источниках ФАС и органов Прокуратуры, благодаря чему хозяйствующие субъекты могут заранее ознакомиться с этими данными.
Как понятно из названия, первый вид проверок неизбежно проводится с определенной периодичностью – раз в 3 года, а вот внеплановые проверки могут проводиться в любое время при условии уведомления проверяемой компании за 24 часа до ее проведения. Также, обязательным является уведомление о проведении плановых проверок.
Однако, во втором случае есть важный нюанс – ФАС может не уведомлять компанию о предстоящей проверке в случае, если предметом мероприятия является установление факта заключения проверяемой компанией соглашений, направленных на ограничение конкуренции.
Основанием для проведения внеплановой проверки ФАС является поступление в службу жалобы о совершении антимонопольного правонарушения.
Кроме того, внеплановые проверки проводятся, если:
Максимальный срок проверки может составлять 3 месяца, что является достаточно существенным для бизнеса.
Вместе с тем, столь длительное проведение проверки возможно далеко не всегда, так как общее правило гласит о месячном сроке проведения проверки с возможностью его продления до 2 месяцев в ситуации по приказу руководителя территориального отделения ФАС, которым была назначена проверка.
Основания для продления срока проверки могут быть различными, но основными из них являются следующие:
Важным процедурным моментом является, что основанием как для начала проверки, так и для ее продления может выступать только приказ руководителя антимонопольного органа. Данный приказ, согласно регламентам ФАС должен содержать указание на пределы проверки.
Приказ руководителя антимонопольного органа может быть оспорен проверяемым лицом в судебном порядке в арбитражном суде.
По окончании проверки антимонопольным органом составляется акт, к которому должны быть приложены протоколы проведения всех мероприятий, выполненных в рамках проверки, а также полученные в ходе нее документы и материалы.
В случае, если в ходе проверки будет установлен факт нарушения закона о защите конкуренции, антимонопольный орган может возбудить дело об административном нарушении.
Как было указано выше, тяжелых последствий антимонопольной проверки можно избежать только в случае ее сопровождения со стороны компании грамотными юридическими представителями, которые смогут не допустить нарушения антимонопольным органом прав хозяйствующего субъекта, а также оспорить результаты проверки в суде.
В рамках мероприятий по сопровождению проверок ФАС наши юристы оказывают следующие услуги: