В самом общем виде товарный рынок в антимонопольном понимании состоит из всех товаров или услуг, которые покупатели рассматривают как близкие заменители. Это означает, что если цена на один продукт повышается, а в ответ на это потребители переходят на покупку другого продукта, так, что повышение цены становится невыгодным, то эти два продукта могут находиться на одном и том же товарном рынке, поскольку потребители будут замещать эти продукты на основе изменений в относительных ценах. Но если цена повышается, а потребители не переходят на другие продукты, то другие продукты могут не находиться на товарном рынке для целей оценки влияния слияний на конкуренцию.
Важность экономики наиболее очевидна при рассмотрении антимонопольных дел в судебном порядке. При разрешении отдельных споров суды обычно проводят детальный экономический анализ характера конкуренции и влияния оспариваемой практики на нее. Это наиболее очевидно при анализе слияний, примеры которых многочисленны. Экономические концепции, рассуждения и доказательства занимают центральное место в современном антимонопольном анализе и вне контекста слияний.
Определение рынка – это важный шаг в построении антимонопольного дела или расследовании рынка на предмет антиконкурентного вреда. Цель состоит в определении релевантного рынка, чтобы можно было определить уровень концентрации, уровень контроля над рынком и рыночные доли. В определении рынка есть два аспекта: измерение того, какие продукты конкурируют, и измерение того, где эти продукты конкурируют.
Определение рынка направлено на описание рынка всех компаний, которые ограничивают возможности друг друга повышать цены или снижать качество или инновации. Для того чтобы выиграть в большинстве случаев, истцы должны доказать наличие границ рынка, используя установленные модели и другие принятые экономические инструменты, которые проверяют, существует ли теоретический рынок в реальности. Такое тестирование гарантирует, что определение рынка не является слишком узким, из-за чего рынки кажутся более концентрированными, чем на самом деле, или слишком широким, из-за чего рынки кажутся менее концентрированными, чем на самом деле.
Таким образом, меры антимонопольного регулирования дифференцируются в зависимости от уровня рыночной концентрации.
Основной политикой в области государственного регулирования структуры товарных рынков является достижение и поддержание умеренной рыночной концентрации, при которой достигается:
Чтобы правильно определить рынок при рассмотрении в суде, истец должен доказать два аспекта: продукты, которые находятся на рынке, и географию, в которой находится рынок.
Таким образом, рынок можно определить следующим образом:
Помимо этого, для целей антимонопольного регулирования необходимо также выявить факторы доминирования на рынке. Это означает, что надо установить, контролирует конкретная компания более или менее чем 50% рынка. Во-вторых, является ли компания естественным монополистом. И, в-третьих, установлено ли доминирование компании ФАС, исходя из неизменности ее доли на рынке в течение длительного времени, даже если она меньше 50%.
Практическая значимость в результате выявления данных факторов заключается в том, что это позволяет минимизировать риски при ведении деятельности на товарных рынках.
Вместе с тем в ряде случаев осуществление досконального анализа невозможно без участия квалифицированных в области антимонопольного регулирования специалистов.
Юристы Международной юридической компании готовы предоставить необходимые консультационные и представительские услуги в целях защиты интересов при взаимодействии с ФАС в контексте антимонопольного регулирования на товарных рынках.