Закон направлен на развитие здоровой конкуренции. Он запрещает антиконкурентные соглашения между фирмами, такие как соглашения о фиксации цен или разделе рынка, а также признает незаконным злоупотребление предприятиями доминирующим положением на рынке.
Самый ранний закон о конкуренции был принят в 50 году до н.э. для защиты зерновой промышленности в Римской империи и запрещал блокировать суда снабжения. С тех пор, разумеется, регулирование в данной сфере претерпело множество изменений, сделав регламентацию антимонопольной деятельности достаточно запутанной и сложной.
Финансовые рынки являются жизненной силой реальной экономики, предоставляя предприятиям и потребителям доступ к финансовым продуктам. Чем лучше и конкурентнее они функционируют, тем лучше будет работать экономика.
Финансовый сектор является особенным, по крайней мере, по трем причинам:
Финансовое регулирование также является повсеместным. При этом, широкое распространение финансов, а также трудности, с которыми сталкиваются многие люди в их понимании, несомненно, также помогают объяснить столь сильное распространение финансового регулирования.
В последние годы можно наблюдать интересные события в антимонопольной сфере: с одной стороны, усиление контроля со стороны антимонопольных органов в США, Европе и Азии; с другой стороны, рост координации и обмена информацией между сторонами, которые в противном случае являются конкурентами, в таких ситуациях, как синдицированные кредиты, фонды, взаимодействующие с биржами, крупные институциональные инвесторы и т.д.
Как известно, государство заинтересовано в обеспечении стабильности финансового сектора, именно поэтому оно и осуществляет функцию контроля деятельности финансовых организаций, а, кроме того, и других серьезных игроков рынка.
В последнее время можно заметить как ужесточение администрирования в этой сфере в связи с принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», так и не показавшие себя эффективными попытки привлечения самих субъектов финансового рынка к разработке стандартов деятельности финансовых организаций и осуществлению контроля за соблюдением их требований, реализуемым через институт саморегулирования.
Но в любом случае государство заинтересовано в развитии отечественного финансового рынка, содействии созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы и обеспечении ее стабильности, предоставлении возможности в реализации экономической инициативы со стороны финансовых организаций.
Антимонопольное законодательство в настоящее время снова стало горячей темой в экономическом дискурсе. Этому есть много причин: онлайновые фирмы стали крупными игроками рынка и выполняют все более важную функцию в жизни многих людей. Упоминания в СМИ о «большой нефти», «большой фармакологии», «больших технологиях» и т.д. стали более распространенными.
Термин «монополия» сегодня звучит гораздо чаще, чем даже десять лет назад.
Антимонопольные органы по всему миру все чаще работают вместе, и как можно увидеть, в сфере финансовых услуг во многих юрисдикциях возникают схожие проблемы конкуренции. Такое сближение ключевых тем означает, что участникам сектора финансовых услуг крайне важно использовать опыт и уроки, извлеченные в различных юрисдикциях.
В дополнение к этой глобальной перспективе, для компаний сектора финансовых услуг также важно применять междисциплинарный подход к анализу своего поведения. Действия, которые могут вызвать обеспокоенность в отношении конкуренции, должны также рассматриваться через другие призмы, такие как соблюдение правил поведения на рынке.
Несмотря на то, что финансовые учреждения подвержены определенной степени финансового регулирования, а сектор в целом является очень конкурентным, они, конечно, не застрахованы от риска нарушения антимонопольного законодательства. Во многих юрисдикциях, включая РФ, были случаи, когда антимонопольные органы проводили расследования и принимали меры, налагая крупные штрафы и привлекая к последующей гражданской ответственности перед третьими лицами. В некоторых юрисдикциях как учреждение, так и соответствующие лица могут даже столкнуться с уголовными обвинениями/санкциями за правонарушения, связанные с антимонопольным законодательством.
Статья 28 Закона о защите конкуренции (ЗоЗК) является определяющей для пороговых значений в отношении сделок для слияний и поглощений в коммерческих организациях. Таким образом, она определяет пороговые значения для сделок с акциями (долями), имуществом или правами в зависимости от стоимости активов по данным бухгалтерского баланса лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, за последний календарный год, предшествующий дате совершения сделки.
Соответственно, в отношении финансовых организаций принцип определения пороговых значений иной:
Согласно ст. 26.1 ЗоЗК государственному контролю подлежат сделки и иные действия в отношении:
Числовое выражение вышеуказанных пороговых значений представлено в следующей таблице:
Приобретаемый актив | До приобретения лицо (группа лиц) распоряжалось | После приобретения лицо (группа лиц) получает право распоряжаться |
Приобретение голосующих акций | Не более, чем 25% голосующих акций данного АО или не распоряжалось | Более, чем 25% голосующих акций данного АО |
Приобретение голосующих акций | Не менее, чем 25% и не более, чем 50% голосующих акций | Более, чем 50% голосующих акций |
Приобретение голосующих акций | Не менее, чем 50% и не более, чем 75% голосующих акций | Более, чем 75% голосующих акций |
Долей в уставном капитале ООО | Менее, чем 1/3 долей или не распоряжалось | Более, чем 1/3.долей |
Долей в уставном капитале ООО | Не менее, чем 1/3.долей и не более, чем 50% долей | Более, чем 50% долей |
Долей в уставном капитале ООО | Не менее, чем 50% и не более, чем 2/3 долей | Более, чем 2/3 долей |
Исходя из этого, рассуждения относительно правового режима антимонопольного регулирования в зависимости от доли распоряжения приобретенными акциями (долями) хозяйственных корпораций применимы и в отношении организаций финансового сектора.
Для минимизации антимонопольных рисков банкам следует помнить о следующих рекомендациях:
Заблаговременно обратитесь за помощью к антимонопольному консультанту, чтобы:
Проконсультируйтесь с юристом в сфере антимонопольного права, чтобы убедиться, что:
Не заключайте никаких соглашений с партнерами по совместному предприятию, которые ограничивают свободу компании действовать в вопросах, выходящих за пределы необходимой сферы деятельности совместного предприятия, например, ограничивают способность банка конкурировать с совместным предприятием или самостоятельно предоставлять услуги коммунального предприятия своим собственным клиентам.
Не заключайте с партнером по совместному предприятию соглашение, бойкотирующее любую третью сторону, будь то поставщик/продавец, желающий сотрудничать с предприятием, или конкурирующий банк, желающий присоединиться к совместному предприятию.