г. Москва, ул. Остоженка, д. 10

Антимонопольное регулирование деятельности финансовых организаций

Получите бесплатную консультацию

Антимонопольное регулирование деятельности финансовых организаций

Закон направлен на развитие здоровой конкуренции. Он запрещает антиконкурентные соглашения между фирмами, такие как соглашения о фиксации цен или разделе рынка, а также признает незаконным злоупотребление предприятиями доминирующим положением на рынке.

Самый ранний закон о конкуренции был принят в 50 году до н.э. для защиты зерновой промышленности в Римской империи и запрещал блокировать суда снабжения. С тех пор, разумеется, регулирование в данной сфере претерпело множество изменений, сделав регламентацию антимонопольной деятельности достаточно запутанной и сложной.

Финансовые рынки являются жизненной силой реальной экономики, предоставляя предприятиям и потребителям доступ к финансовым продуктам. Чем лучше и конкурентнее они функционируют, тем лучше будет работать экономика.

Финансовый сектор является особенным, по крайней мере, по трем причинам:

  • Во-первых, финансы вездесущи. Почти все предприятия нуждаются в финансировании для получения ресурсов для инвестиций и для преодоления разрыва между моментом оплаты вводимых ресурсов и моментом получения оплаты за продажу продукции. Практически все коммерческие организации нуждаются в финансах, опять же для получения ресурсов для инвестиций.
  • Во-вторых, почти все инвесторы-физические лица нуждаются в финансах для осуществления крупных инвестиций и покупок.
  • В-третьих, финансы лежат в основе функционирования денежно-платежной системы любой современной экономики.

Финансовое регулирование также является повсеместным. При этом, широкое распространение финансов, а также трудности, с которыми сталкиваются многие люди в их понимании, несомненно, также помогают объяснить столь сильное распространение финансового регулирования.

В последние годы можно наблюдать интересные события в антимонопольной сфере: с одной стороны, усиление контроля со стороны антимонопольных органов в США, Европе и Азии; с другой стороны, рост координации и обмена информацией между сторонами, которые в противном случае являются конкурентами, в таких ситуациях, как синдицированные кредиты, фонды, взаимодействующие с биржами, крупные институциональные инвесторы и т.д.

Как известно, государство заинтересовано в обеспечении стабильности финансового сектора, именно поэтому оно и осуществляет функцию контроля деятельности финансовых организаций, а, кроме того, и других серьезных игроков рынка.

В последнее время можно заметить как ужесточение администрирования в этой сфере в связи с принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», так и не показавшие себя эффективными попытки привлечения самих субъектов финансового рынка к разработке стандартов деятельности финансовых организаций и осуществлению контроля за соблюдением их требований, реализуемым через институт саморегулирования.

Но в любом случае государство заинтересовано в развитии отечественного финансового рынка, содействии созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы и обеспечении ее стабильности, предоставлении возможности в реализации экономической инициативы со стороны финансовых организаций.

Антимонопольное законодательство в настоящее время снова стало горячей темой в экономическом дискурсе. Этому есть много причин: онлайновые фирмы стали крупными игроками рынка и выполняют все более важную функцию в жизни многих людей. Упоминания в СМИ о «большой нефти», «большой фармакологии», «больших технологиях» и т.д. стали более распространенными.

Термин «монополия» сегодня звучит гораздо чаще, чем даже десять лет назад.

Антимонопольные органы по всему миру все чаще работают вместе, и как можно увидеть, в сфере финансовых услуг во многих юрисдикциях возникают схожие проблемы конкуренции. Такое сближение ключевых тем означает, что участникам сектора финансовых услуг крайне важно использовать опыт и уроки, извлеченные в различных юрисдикциях.

В дополнение к этой глобальной перспективе, для компаний сектора финансовых услуг также важно применять междисциплинарный подход к анализу своего поведения. Действия, которые могут вызвать обеспокоенность в отношении конкуренции, должны также рассматриваться через другие призмы, такие как соблюдение правил поведения на рынке.

Несмотря на то, что финансовые учреждения подвержены определенной степени финансового регулирования, а сектор в целом является очень конкурентным, они, конечно, не застрахованы от риска нарушения антимонопольного законодательства. Во многих юрисдикциях, включая РФ, были случаи, когда антимонопольные органы проводили расследования и принимали меры, налагая крупные штрафы и привлекая к последующей гражданской ответственности перед третьими лицами. В некоторых юрисдикциях как учреждение, так и соответствующие лица могут даже столкнуться с уголовными обвинениями/санкциями за правонарушения, связанные с антимонопольным законодательством.

Статья 28 Закона о защите конкуренции (ЗоЗК) является определяющей для пороговых значений в отношении сделок для слияний и поглощений в коммерческих организациях. Таким образом, она определяет пороговые значения для сделок с акциями (долями), имуществом или правами в зависимости от стоимости активов по данным бухгалтерского баланса лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, за последний календарный год, предшествующий дате совершения сделки.

Соответственно, в отношении финансовых организаций принцип определения пороговых значений иной:

  • ключевым является показатель стоимости активов, когда как отсутствует показатель суммарной выручки от реализации услуг;
  • определяя пороговые значения за основу берется последний баланс финансовой организации, когда как в отношении обычных коммерческих организаций определяющим выступает показатель участников сделки (и их групп лиц), а также сама коммерческая организация в качестве объекта антимонопольного контроля;
  • федеральный закон не определяет величину пороговых значений, на конкретном примере стоит выделить роль Правительства РФ по согласованию с Центральным банком РФ, в случае осуществлении сделок с акциями (долями), активами финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку РФ, или правами в отношении ее такая величина устанавливается Правительством РФ.

Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций, подлежащие контролю антимонопольным органом

Согласно ст. 26.1 ЗоЗК государственному контролю подлежат сделки и иные действия в отношении:

  • активов финансовых организаций, учрежденных в РФ;
  • находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов;
  • голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих корпораций;
  • голосующих акций (долей), прав в отношении иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ в сумме более чем 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате совершения сделки.

Числовое выражение вышеуказанных пороговых значений представлено в следующей таблице:

Приобретаемый актив До приобретения лицо (группа лиц) распоряжалось После приобретения лицо (группа лиц) получает право распоряжаться
Приобретение голосующих акций Не более, чем 25% голосующих акций данного АО или не распоряжалось Более, чем 25% голосующих акций данного АО
Приобретение голосующих акций Не менее, чем 25% и не более, чем 50% голосующих акций Более, чем 50% голосующих акций
Приобретение голосующих акций Не менее, чем 50% и не более, чем 75% голосующих акций Более, чем 75% голосующих акций
Долей в уставном капитале ООО Менее, чем 1/3 долей или не распоряжалось Более, чем 1/3.долей
Долей в уставном капитале ООО Не менее, чем 1/3.долей и не более, чем 50% долей Более, чем 50% долей
Долей в уставном капитале ООО Не менее, чем 50% и не более, чем 2/3 долей Более, чем 2/3 долей

Исходя из этого, рассуждения относительно правового режима антимонопольного регулирования в зависимости от доли распоряжения приобретенными акциями (долями) хозяйственных корпораций применимы и в отношении организаций финансового сектора.

Рекомендации по минимизации антимонопольного риска

Для минимизации антимонопольных рисков банкам следует помнить о следующих рекомендациях:

Заблаговременно обратитесь за помощью к антимонопольному консультанту, чтобы:

  1. оценить потенциальные антимонопольные риски;
  2. предоставить конкретные рекомендации по соблюдению законодательства в отношении сделок с конкурентами;
  3. оценить, может ли совместное предприятие подпадать под требования об уведомлении до слияния.

Проконсультируйтесь с юристом в сфере антимонопольного права, чтобы убедиться, что:

  1. предлагаемые критерии членства в совместном предприятии являются обоснованными;
  2. непредоставление доступа к совместному предприятию конкуренту не окажет негативного влияния на способность исключенного конкурента конкурировать.

Не заключайте никаких соглашений с партнерами по совместному предприятию, которые ограничивают свободу компании действовать в вопросах, выходящих за пределы необходимой сферы деятельности совместного предприятия, например, ограничивают способность банка конкурировать с совместным предприятием или самостоятельно предоставлять услуги коммунального предприятия своим собственным клиентам.

Не заключайте с партнером по совместному предприятию соглашение, бойкотирующее любую третью сторону, будь то поставщик/продавец, желающий сотрудничать с предприятием, или конкурирующий банк, желающий присоединиться к совместному предприятию.

На нашем сайте помимо антимонопольного регулирования деятельности финансовых организаций, Вы можете заказать добровольную ликвидацию ООО. Также Вы можете заказать антимонопольное регулирование на товарных рынках на нашем сайте.

Заказать звонок

Задать вопрос

RU/EN
Яндекс.Метрика