28.07.2022
ФНС представила обзор практики Конституционного и Верховного судов. В подборку из девяти пунктов включена позиция, касающаяся порядка подачи жалобы в налоговый орган.
В рассматриваемом деле предприниматель попросил признать недействующими положения приказа, которым утверждалась форма жалобы. Как полагал заявитель, строгое правовое регулирование нарушает его права.
Предприниматель настаивал, что Налоговый кодекс не обязывает плательщиков подавать жалобы исключительно по установленной форме. Более того, приказ накладывает на него дополнительные обязанности: нельзя подготовить жалобу, написав текст от руки или набрав его на компьютере - разрешается лишь направить электронную версию через интернет.
Верховный суд обратил внимание, что обсуждаемый приказ ФНС был принят для развития электронного документооборота. При этом Налоговый кодекс разрешает подавать жалобу в разных форматах - как в письменном, так и в электронном, – смотря что удобнее плательщику.
Более того, если жалоба не соответствует определенной форме, это не причина не направлять ее в вышестоящий налоговый орган либо оставлять без рассмотрения.
Таким образом, сам приказ не препятствует обжалованию, не возлагает на плательщиков каких-либо дополнительных обязанностей, не противоречит положениям законодательства. А то, что нормы закона были неверно истолкованы или ненадлежащим образом применены к истцу (на что он ссылается), не может быть причиной для признания положений приказа ФНС недействующими. Подробности читайте в решении Верховного суда по делу № АКПИ21-1057 от 14 марта 2022 года.
Источник: обзор практики за 1 квартал 2022 года, подготовленный ФНС.