14.08.2019
В процессе банкротства конкурсный управляющий, испытывающий затруднения в получении документации должника, подал в суд на бывшего руководителя последнего.
По итогу суды трех инстанций сошлись во мнении, и управляющий получил определение об обязании директора передать документы.
Однако, ВС РФ, приняв и детально рассмотрев кассационную жалобу бывшего руководителя, отменил судебные акты нижестоящих инстанций.
Судебная коллегия по экономическим спорам, вынося такое определение, отметила в частности:
Суды изначально заняли неверную позицию о безусловной обязанности бывшего директора по передаче документации, якобы возложенной на него в таком виде Законом о банкротстве. Были отклонены доводы ответчика о том, что большой объем документов был изъят сотрудниками ОВД в ходе проводимых ими мероприятий по адресу фирмы, занимающейся бухгалтерским сопровождением будущего банкрота. Опись документов в протоколе выемки не позволяла достоверно определить, что именно было изъято.
В этой ситуации, по мнению ВС РФ, конкурсный управляющий, выступающий в данный момент в роли исполнительного органа компании, должен был предпринять все возможные меры по получению копий, взаимодействуя с правоохранительными органами. А в случае неудачи – обратиться за содействием в суд.
Во-вторых, конкурсный управляющий, намереваясь истребовать документацию у директора через суд, должен апеллировать конкретным списком, четко сформулировав предмет требования. Судам в свою очередь необходимо определить степень конкретизации, возможную и достаточную для исполнения решения.
Принятие решения с общей формулировкой «обязать передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, материальные и иные ценности» недопустимо. Отсылка судей к тому, что выяснение исчерпывающего перечня документов будет проведено судебными приставами, противоречит действующему законодательству. В ходе исполнительного производства проводятся мероприятия по обязанию одного лица передать другому конкретные документы, которые были присуждены.
Приведенный частный случай описывает возникновение объективной невозможности исполнения бывшим директором обязанности по передаче всей документации организации одномоментно по требованию, учитывая выемку, проведенную ОВД.
Порядок истребования управляющим документации, предусмотренный ст. 126 Закона о банкротстве, применим в ситуации, если руководитель компании уклоняется от передачи имущества организации-должника. В рассматриваемом случае директор выразил готовность к передаче документации по акту приема-передачи.
Кроме того, Верховный суд отметил, что незаконно полученное и находящееся в распоряжении руководителя имущество может быть истребовано в общем порядке – путем предъявления виндикационного иска, признания сделки недействительной и т.д. Также законом предусмотрено привлечение к субсидиарной ответственности и возмещение убытков в случае совершения директором противоправных действий, которые привели к несостоятельности компании.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 306-ЭС19-2986.