10.12.2015
В ходе осмотра при налоговой проверке юрист компании может найти нарушения, допущенные инспектором, позволяющие в дальнейшем потребовать исключения протокола осмотра из доказательственной базы.
Во время проведения инспектором осмотра необходимо внимательно следить, чтобы присутствовало как минимум двое понятых. Отсутствие при осмотре понятых либо хотя бы одного понятого зачастую приводит к признанию протокола ненадлежащим доказательством.
Также стоит обратить внимание на время, когда понятые включились в процедуру осмотра. Если понятые включились в процедуру осмотра гораздо позже начала самой процедуры, то данный факт обязательно должен быть внесен в протокол и настаивать на этом обязательно нужно. Можно даже попросить понятых, чтоб данный факт нарушения внесли в протокол с их слов. Если понятые находятся не в осматриваемом помещении, а в соседнем, то есть фактически и не присутствуют при осмотре, данный факт нарушения также обязательно должен быть отражен в протоколе осмотра. Обязателен контроль при фиксации замечаний в протоколе осмотра, обратить особое внимание необходимо на то, чтобы инспектор не перефразировал замечания. В том числе неплохо, если вся процедура осмотра будет зафиксирована на фото- или видеокамеру.
Иногда суды делают исключение из требований об обязательном наличии понятых на осмотре. Это проявляется в таких случаях, когда осмотр осуществляется на предприятии закрытого типа (допуск на территорию третьим лицам ограничен) и с согласия самого предприятия. В данном случае предприятие не может просить в суде исключения из доказательств протокола осмотра, ссылаясь на отсутствие при осмотре понятых. В данном случае прошение предприятия будет отклонено однозначно.
В протоколе осмотра инспектор должен отражать все необходимые и точные сведения об осматриваемом объекте для формирования целостного представления об этом объекте. Иначе выводы инспектора впредь можно поставить под сомнение. К примеру, суд отклонит в качестве доказательства протокол осмотра, в котором не указаны паспортные данные понятых, так как идентифицировать их личность будет невозможно. Либо если в протоколе осмотра отмечается использование компанией большего по площади объекта, чем заявляет компания, но реальных замеров данной площади в протоколе не отражено. Такой протокол тоже не будет являться доказательственной базой в суде.
Также можно исключить в качестве доказательства протокол осмотра, в котором отражены в качестве понятых сотрудники, проверяемой компании. По законодательству РФ сотрудники компании признаются заинтересованными лицами, а они, как это известно, выступать понятыми не могут в данном случае.
Если при осмотре понятые отсутствовали, однако сведения об их присутствии появились в протоколе позже. В данном случае можно доказать отсутствие этих понятых на осмотре путем опроса данных лиц в суде либо выявления различных нестыковок в суде.
Если в протоколе осмотра выводы, сделанные инспектором, противоречат содержанию протокола осмотра, то данный протокол не будет являться средством доказательства, а соответственно будет трактоваться в пользу компании.
Осмотр по законодательству РФ не является самостоятельной формой налогового контроля и должен проводиться исключительно в рамках налоговой проверки, в противном случае такой протокол будет исключен из доказательств.
Проведение осмотра иногда требует присутствия специалиста узкого профиля. Его отсутствие на осмотре также приведет к изъятию протокола из доказательств. К примеру, наличие специалиста необходимо при осмотре строительного объекта, ведь знаний инспектора в этой области недостаточно для определения возможности введения объекта в эксплуатацию. В данном случае, при отсутствии специалиста при осмотре такого объекта доначисление налога на имущество невозможно.