17.12.2014
ГК разделил акционерные общества (по тексту – АО) на публичные и непубличные. Ввиду этого появляется неизбежный вопрос о недалекой судьбе ЗАО. С ними не происходит никаких кардинальных изменений. При том, что такой тип АО более не предусмотрен в новом ГК, тем не менее, он не запрещает использовать в непубличном АО механизм, который является основополагающим признаком ЗАО. Это контроль персонального состава акционеров, то есть преимущественное право приобретения акций, которые отчуждаются отдельными акционерами третьим лицам. Запрет на использование такого механизма существует только для публичных АО. Дело в том, что если ранее этот механизм был императивным, то есть обязательным для ЗАО, то теперь он обращается в право по выбору для непубличных АО ввиду того, что такой тип АО как ЗАО исчез из законодательства. Иными словами такой механизм может применяться непубличными АО по усмотрению акционеров. Для этого его всего лишь необходимо вписать в устав, а бывшим ЗАО соответственно достаточно всего лишь сохранить его в уставе.
Впрочем, стоит учитывать следующее обстоятельство. Сейчас к ЗАО применяются нормы сентябрьской редакции ГК об АО. Это закреплено законодательно. Что же касается специальных положений закона об АО, касающихся ЗАО, то они применяются к таким АО впредь до первого изменения их уставов. Это означает, что как только из фирменного наименования общества исчезнет слово «закрытое», то оно не сможет более применять нормы закона об АО, регулирующие деятельность ЗАО. И что самое важное, для такого общества перестанут действовать нормы закона об АО, регулирующие порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Именно поэтому порядок реализации данного права теперь непосредственно нужно указывать в уставе, если конечно в нем нет необходимых положений. Необходимо понимать, что для этого нет необходимости обязательного дублирования в уставе надлежащих норм закона об АО, ведь они все равно утратят силу для такого общества. В уставе можно закрепить любой разумный порядок использования преимущественного права.
Бывшие ОАО, подпадающие в категорию непубличных обществ, также смогут применять преимущественное право приобретения акций. Но для этого они также должны включить в устав соответствующие положения. Дабы включить в устав непубличного АО норм о преимущественном праве или же установление особого порядка реализации этого права, за него должно проголосовать большинство в 3/4 акционеров собрания.
Таким образом, учитывая вышесказанное, видим, что удаление из фирменного названия АО слова «закрытое» отнюдь не мешает применению преимущественного права приобретения акций, если АО отвечает признакам непубличного.