Реорганизация юридического лица путем выделения является одной из самых сложных с юридической точки зрения. Реорганизация юридического лица – всегда достаточно сложный процесс, но реорганизация путем выделения требует координированных действий, большого количества правильно оформленных отчетов, документов и заполненных бланков.
Сложность процедуры объясняется необходимость приведение в соответствие не только юридической стороны вопроса, но и хозяйственной, бухгалтерской. Соответственно, когда из одного юридического лица планируется выделить еще одно или несколько отдельных юридических лиц, всё это должно быть грамотно отображено в отчетности, оформлено необходимыми решениями, актами и т.п.
Чтобы реорганизация юридического лица путем выделения прошла успешно, нужно обеспечить следующие этапы:
- Решение. Именно решение о реорганизации, оформленное в соответствии с организационно-правовой формой предприятия, является первым камнем в фундаменте будущей процедуры. Соответственно, необходимо заручиться поддержкой грамотного юриста, который позволит правильно составить этот основополагающий документ. От положений исходного решения зависит будущий итог реорганизации, в частности – распределение между образовавшимися юридическими лицами прав и обязательств.
- Инвентаризация. Так как реорганизация юридического лица путем выделения предполагает передачу имущественных прав, необходимо провести инвентаризацию, которая установит предметный состав будущего рассмотрения.
- Разделительный баланс. Данный документ регулирует передачу активов и обязательств в соответствии с установленным исходным решением о реорганизации порядком правопреемства. Особенностью является отсутствие законодательно утвержденной формы. Это значит, что форму разделительного баланса компании формируют самостоятельно. Потому, чтобы документ имел все необходимые реквизиты и надежно регулировал процесс разделения, он должен быть составлен грамотным юристом.
- Заключительная и переходная отчетность. Процесс реорганизации предполагает составление заключительно отчетности предприятия, из которого выделяются новые юридические лица, чтобы факт окончания выделения нового субъекта был зафиксирован в учете. Кроме того, формируется переходная отчетность, которая отображает состояние предприятия уже на момент завершения реорганизации.
- Вступительная отчетность. Формируется на основе разделительного баланса, является началом учета на новосозданном предприятии, которое выделилось из материнского.
На каждом этапе процедуры требуется внимание опытного юриста, так как правовые ошибки, допущенные в процессе, могут стать причиной судебных исков и прочих неприятностей в будущем.