30.01.2023
Коммерческая практика полна сюрпризов, к которым владельцы бизнеса должны быть готовы, ведь нормы ГК РФ недвусмысленно говорят о рисковом характере предпринимательской деятельности.
Это, в свою очередь означает, что «играя в бизнес, можно и проиграть», лишившись активов компании, а иногда и своих собственных.
Печальный опыт наблюдения за статистикой банкротств в России показывает, что многие не слишком тщательно подходят к выбору контрагентов, а это чревато последствиями в виде оспаривания сделок, истребования имущества, взыскания убытков и даже привлечения к субсидиарной ответственности.
Именно для того, чтобы избежать, по крайней мере, наибольшей части того несчетного количества проблем, которые несут в себе неблагонадежные контрагенты, и придумана концепция duediligence, которая представляет собой концептуальную совокупность приемов и методов проверки компании по различным критериям для целей формирования картины о ее финансовой и иной благонадежности.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что проверка контрагента необходима на предварительном этапе, который имеет место еще до оформления каких-либо правоотношений с той или иной компанией.
Разумеется, никакая предпринимательская деятельность не может существовать в вакууме, и любая компания тем или иным образом имеет разветвленную систему связей с иными участниками рынка.
Например, общество закупает продукцию у завода, имеет договоры с перевозчиком, который транспортирует товар, а общество его реализует другим компаниям. Разумеется, данный пример не раскрывает даже малой части той сложной структуры взаимоотношений, которая строится в реальной хозяйственной деятельности.
Таким образом, проверка контрагентов, в первую очередь, нужна для того, чтобы заручиться определенными гарантиями относительно того, что, вступая в правоотношения с тем или иным лицом, компания не будет действовать себе в убыток.
Как указано ранее, наиболее частый сценарий, когда инициируется проверка контрагента – момент до заключения договора.
При этом, часто в коммерческой практике бывают ситуации, когда между компаниями складываются продолжительные отношения, в процессе которых у контрагента могут возникнуть существенные сложности.
Это, в свою очередь означает, что иногда риски контрагента стоит оценивать даже после продолжительного сотрудничества.
Существует множество источников, позволяющих проверить контрагента по тем или иным критериям, но все они довольно разношерстны, ввиду чего подчас проверка может занять большое количество времени.
Для упрощения алгоритма, можно воспользоваться следующим списком ресурсов, с помощью которых можно получить информацию о контрагенте.
Что проверяем |
Ресурс |
Действительность паспорта руководителя или представителя по доверенности |
|
Информация о банкротстве |
|
Является ли физическое лицо – участник юридического лица, участником в других юридических лицах |
|
Является ли руководитель юридического лица руководителем в других юридических лицах |
|
Наличие исполнительных производств |
|
Наличие исковых заявлений, поданных в отношении участника сделки |
Картотека дел Арбитражных судов ГАС «Правосудие» информация о деятельности судебных участков мировых судей |
Сведения о выданных и отмененных доверенностях |
Федеральная нотариальная палата Федеральная нотариальная палата – сведения об отмене доверенности |
Что проверяем |
Ресурс |
Данные объекта недвижимого имущества, в том числе об обременениях |
|
Данные об обременениях в отношении движимого имущества |
Кроме того, последний год показал актуальность проверки лиц на наличие их в санкционных списках, поскольку применение в отношении контрагента санкций недружественных государств может плохим образом сказаться не только на сделке, но и на самой компании, так как связи с подсанкционными лицами накладывают определенный отпечаток на компанию.
Реестров санкций существует довольно большое количество, и проверка компании по каждому из них – задача не из простых, особенно, учитывая то, что наименование придется писать на латинице, но такие сервисы, как, например, Контур или Спарк, имеют актуальные инструменты консолидированной проверки компании на наличие примененных в отношении нее или ее руководителей санкций.
Разумеется, для того, чтобы обработать весь массив полученной в ходе проверки разноплановой информации, нужны немалые ресурсы, как временные, так и профессиональные.
Различная документация, которая остается после проверки контрагента, требует анализа с применением разных областей знания: налоговая документация требует познаний в налоговом праве и бухгалтерском учете, сведения о праве собственности на объекты недвижимости – знаний в области земельного и гражданского права и т.д.
Соответственно, для качественного анализа может потребоваться большое количество специалистов из разных областей, что доступно далеко не всегда, поэтому упростить задачу могут, опять же, различные сервисы, наподобие Контура, Спарка и прочих.
Однако, важно учитывать, что такие сервисы дадут, хоть и относительно четкую картину благонадежности контрагента, она все равно будет не так точна, как та, которая может быть получена по результатам работы квалифицированных специалистов.
Проверка контрагента – это та услуга, которая окупает себя в большинстве случаев. Если не знаете нужна ли она вам, обратитесь к нам за бесплатной консультацией.