30.01.2018
Закон N 115-ФЗ в случае возникновения у сотрудников банка сомнений в легальности проводимых клиентом операций обязывает заблокировать счета последнего, включая используемые карты. Чем это может грозить юридическому лицу или ИП, что делать в такой ситуации, какие документы имеет право запрашивать кредитная организация? Эти и другие вопросы возникают одномоментно и требуют незамедлительного ответа.
Блокировка счетов и карт представляет собой по сути временное замораживание всех операций юридического лица или ИП и неизбежно влечет ряд негативных последствий, в том числе:
Невозможность воспользоваться собственными денежными средствами, которые заблокировал банк.
Организации в этой связи грозит возникновение проблем с контрагентами, которые не получат оплату в срок.
Для платежей в бюджет также не делают исключения, и вынужденные просрочки приводят к пеням и штрафам.
Снять деньги со счета или карты, чтобы рассчитаться по обязательствам в наличном порядке, также не удастся.
Кроме того, банк заблокирует и входящие операции, то есть переводы в пользу подозрительной организации или ИП станут невозможны.
В первую очередь замораживая операции клиента банк делает запрос о представлении пояснений по сомнительной операции лица. Важно понимать, что кредитная организация имеет право запрашивать любые документы в рамках выполнения требований Росфинмониторинга, Центробанка и 115-ФЗ. Срок, в течение которого документы должны быть переданы, в законе не определен, его устанавливает сам банк в соответствии с договором.
Юридическое лицо или предприниматель в свою очередь с этого момента вынуждены в приоритетном порядке заниматься подготовкой объяснений и пакета документации по запросу. Несвоевременное выполнение требований банка грозит длительной блокировкой счета и карт. Кредитная организация, не получив в установленный срок ответа от клиента, подает соответствующую информацию в Росфинмониторинг.
Заблокировать счета и карты или нет банк решает в течение 10 дней, рассмотрев документы, которые запрашивал. В случае снятия с лица подозрений, операции возобновляются, негативные последствия не наступают.
Если же банк принимает решение заблокировать дальнейшие операции, следует обратиться в комиссию при ЦБ, приложив переписку с кредитной организацией и все документы, которые запрашивали. Предварительно по установленным правилам необходимо повторно запрашивать свой банк о пересмотре отказного решения.
В дальнейшем, если юридическому лицу или ИП оправдаться перед банком не удалось, продолжать деятельность будет крайне сложно. Важно понимать, что это общая система, а не закрытые взаимоотношения с одним конкретным банком. Информация, поступившая в Росфинмониторинг и ЦБ РФ, делает такого клиента нежелательным для любой кредитной организации и грозит отказом в обслуживании.
Кроме того, сотрудничество с такой компанией будет грозить тем, что можно также попасть под подозрение. Следовательно, контрагенты постараются завершить отношения. Последствием получения денег от такой компании или оплаты ее услуг может стать блокировка счета и карт.
В такой ситуации организации вероятнее всего придется завершить свою деятельность.
Если предъявленные к организации претензии обоснованы, то речь уже будет идти как о налоговых санкциях, так и о наступлении административной и даже уголовной ответственности лиц, которые управляют таким бизнесом.
Как в итоге вести себя собственникам, если банк намеревается заблокировать счет? Главное в такой ситуации действовать оперативно и грамотно: представлять все документы, делать необходимые пояснения, в том числе запрашивать у банка разъяснения по его претензиям. Необоснованное решение об отказе в проведении операций необходимо обжаловать в ЦБ и в суд. В ряде случаев имеет смысл обратиться за помощью к сторонним юристам, которые имеют опыт в подобных спорах.