Таким же образом не будет административным спором, например, конфликтная правовая ситуация по вопросам прохождения государственной службы – несмотря на то, что один из субъектов здесь является публичным и реализует он в определенной степени властные полномочия в отношении госслужащего, содержание здесь все-таки трудовое.
Данные обстоятельства обусловливают одну существенную особенность публично-правовых споров – в делах об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти бремя доказывания законности акта лежит именно на издавшем его органе, а не на заявителе (истце) в силу как раз того обстоятельства, что субъекты не равны в таких правоотношениях.
Вместе с тем, несмотря на то, что в теории права административные споры определяются как подвид исковых (есть нарушенное право и есть требование в суд о его защите), правила регулирования у них все же отдельные – если речь об арбитражных судах, то АПК РФ содержит отдельную главу, посвященную разрешению таких споров, суды же общей юрисдикции рассматривают подобные споры в соответствии с правилами КАС РФ.
Говоря о видах административных споров, можно перечислить следующие:
Стоит отметить, что каждая из указанных категорий подразделяется на большое количество более мелких, то есть конкретных видов административных споров существует огромное множество.
Для данной категории споров характерно также и то, что многие из них могут быть разрешены во внесудебном порядке (например, подача жалобы на судебного пристава-исполнителя начальнику отдела судебных приставов, подача жалобы на действия налоговой в вышестоящую инспекцию и др.).
Однако, как и в случае с гражданскими спорами, по общему правилу, разрешение административных споров осуществляется в судебном порядке в судах общей юрисдикции/арбитражных судах и судебный порядок их разрешения в общем и целом одинаков и может быть разделен на следующие стадии:
Помимо указанных, так называемых ординарных, стадий, есть еще и экстраординарные, к которым относится проверка судебных актов судебной коллегией Верховного Суда РФ в порядке кассационного производства, а также надзорное производство, которое осуществляет Президиум Верховного Суда. Кроме того, есть еще и стадия пересмотра судебного акта по новым/вновь открывшимся обстоятельствам, которая может иметь место в случаях выявления какой-либо из сторон фактов, которые не были и не могли быть ей известны на момент первоначального рассмотрения дела, но существенно влияют на имеющее быть принятым с учетом них решение, либо принятия судом по другому делу решения, которое также существенно влияет на выводы суда, рассматривавшего дело.
Актуальность вопроса судебного представительства по административным спорам обусловлена именно тем, что специфика самих публичных правоотношений такова, что для разрешения спора требуется определенная узкая специализация представителя и соответствующая квалификация, вплоть до разделения специалистов, например, по налоговому праву на разные профили (оспаривание актов налоговых проверок, налоговая реконструкция, возврат НДС и пр.). Кроме того, актуален данный вопрос еще и потому, что они возникают абсолютно в разных сферах, начиная от еще недавно рассматриваемых судами в больших количествах споров о штрафах за ношение масок, штрафов ГИБДД, заканчивая многомиллиардными спорами с налоговой, ФТС и другими органами.
Получите бесплатную консультацию юриста по административным правонарушениям.
Этап I: Бесплатное ознакомление с материалами, имеющимися в распоряжении Клиента и/или в материалах дела;
Этап II: Обсуждение с Клиентом стратегии по разрешению спора;
Этап III: Подготовка досудебной претензии и участие в досудебных переговорах;
Этап IV: Подготовка и подача заявления в суд соответствующей юрисдикции;
Этап V: Представление интересов Клиента в судебном процессе во всех судебных инстанциях;
Этап VI: Представление интересов Клиента в исполнительном производстве.