Обзор судебной практики по антимонопольным спорам
28.04.2018
Сотрудники Международной юридической компании проанализировали судебную практику по делам о нарушении антимонопольного законодательства последних лет и выявили основные выводы судов по наиболее актуальным практическим кейсам:
- Дела с участием компаний, занимающих доминирующее положение на рынке
Сотрудники антимонопольного ведомства при доказывании факта установления и поддержания компанией монопольно высоких цен на свою продукцию должны представить доказательства, подтверждающие такое фиксирование цены. А именно определить границы рынка, сравнить цены на аналогичную продукцию на сопоставимых рынках, привести конкретные сведения о процентном росте цен, сопоставить их с затратами на себестоимость товаров.
Включение организацией, занимающей на рынке доминирующее положение, в текст предлагаемого к заключению контракта невыгодных для ее контрагентов условий не является нарушением в случаях, когда такие условия прямо названы законодательством либо экономически или технологически обоснованы. Соответственно, такие действия компании нельзя рассматривать как навязывание невыгодных условий.
- Нарушения на торгах
Основные доводы, используемые антимонопольным ведомством при доказывании факта картельного сговора на торгах: направление ценовых предложений, конкурсной документации, заявок на участие с одного IР-адреса, совпадение времени, дат создания файлов с заявками, их идентичное содержание. А также отсутствие конкурентной борьбы между участниками закупки, минимальное изменение первоначальной цены.
Суды приходят к выводу, что определение в документации закупки дополнительных требований к ее объекту в зависимости от особенностей его использования не ограничивает доступ к участию в торгах. Так как главная задача торгов – выявить фирму, которая сможет исполнить контракт в соответствии с потребностями заказчика и с учетом специфики его деятельности. Соответственно, включение в документацию специальных условий с учетом интересов заказчика не является ограничивающим фактором в доступе к торгам. При этом описание объекта закупки должно быть максимально объективным. При необходимости указываются его технические, функциональные, качественные свойства.
- Доказывание актов недобросовестной конкуренции
Практика подтверждает, что некорректное сравнение товаров – это акт недобросовестной конкуренции. Если фирма распространяет информацию о превосходстве своей продукции над аналогичной продукцией своих конкурентов при отсутствии объективных критериев сравнения, это является некорректным сравнением. Использование в описании товара слов «первый», «лучший» и т.п. должно иметь конкретное подтверждение.
При доказывании недобросовестной конкуренции путем смешения сходство обозначений устанавливается на основе их общего восприятия. При этом учитываются все элементы обозначения – графические, словесные. А также цвет, шрифт текста, элементы общей композиции, расположение надписей, логотипов. Анализируется однородность продукции и ее восприятие потенциальным потребителем. Арбитры отмечают, что компания сама может сравнить свои обозначения с обозначениями конкурентов на предмет сходства до степени смешения. Подготовить по итогам анализа заключение, чтобы впоследствии его использовать в суде в качестве доказательства.