г. Москва, ул. Остоженка, д. 10

Ликвидация образовательного учреждения: основание и порядок.

Получите бесплатную консультацию

Ликвидация образовательного учреждения: основание и порядок.

31.10.2017

Сотрудники анализируют документЛиквидация образовательного учреждения (далее по тексту – ОУ) – это прекращение всех его прав и обязанностей. Момент ликвидации определяется датой записи в госреестре (ЕГРЮЛ). Именно с этого момента ОУ прекращает свое существование в качестве юр.лица.

Ликвидация может проходить добровольно и принудительно. В добровольном порядке, то есть по инициативе учредителей ОУ, ликвидация осуществляется, в частности, в случае достижения поставленных при создании ОУ целей или истечения срока его деятельности. Основание для ликвидации в принудительном порядке – решение суда при условии, что оно вступило в силу. Как правило, это бывает при отсутствии образовательной лицензии.

Ликвидация образовательного учреждения – это ряд последовательных шагов:

  1. Принятие решения о ликвидации уполномоченным органом или учредителем. Оно оформляется протоколом или решением в зависимости от количества учредителей. Инициатором ликвидации федерального бюджетного ОУ является Правительство. В отношении муниципального бюджетного ОУ или учреждения на уровне субъекта данные решения исходят от местной исполнительной власти. Готовится уведомление о ликвидации ОУ, для этого заполняется в двух экземплярах форма Р15001. Один из них заверяется у нотариуса.

  2. Создание ликвидационной комиссии. Оно закрепляется соответствующим протоколом или решением. С этого времени комиссия управляет делами ОУ.

  3. Публикация сведений о ликвидации ОУ в СМИ, а также о порядке заявления кредиторами своих требований. Обращаем внимание, на заявление требований должно отводиться не менее 2 месяцев с даты обнародования информации.
  4. Выявление требований кредиторов и сбор информации по дебиторке. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В него включаются данные об имуществе ОУ, имеющихся в адрес него требований, принятым по ним решениям. Утверждают баланс уполномоченный орган или учредители ОУ. При недостаточности денежных средств осуществляется продажа имущества ОУ на торгах. Но данное правило не распространяется на частные учреждения. Если у них недостаточно средств, кредиторы в целях удовлетворения своих требований подают в суд иски о погашении задолженности за счет собственника учреждения.

  5. Подготовка итогового ликвидационного баланса в финале расчетов с кредиторами.  Он утверждается протоколом (решением).
  6. Заполнение заявления о госрегистрации в связи с ликвидацией в двух экземплярах. Это форма Р16001. У нотариуса заверяется один экземпляр заявления. Форма самого заявления заполняется с использованием ПО либо от руки. Оплата госпошлины за регистрационные действия.

  7. Подача документов на ликвидацию в соответствующий орган Минюста России. Документы подаются в двух экземплярах. Это можно сделать лично, через представителя по доверенности. Также можно направить документы почтой и через сайт «Госуслуги».

Срок принятия решения – 10 рабочих дней. После чего в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации образовательного учреждения. Подчеркиваем, все действия в процессе ликвидации, в том числе утверждение ликвидационных балансов, оформляются формой Р15001. А само прекращение деятельности регистрируется формой Р16001. Итоговые подтверждающие ликвидацию документы: лист записи из госреестра (ЕГРЮЛ), уведомление о снятии с налогового учета.

Важно учитывать следующее. Решение о ликвидации муниципального или государственного ОУ принимается на основании заключения об оценке его последствий. Очевидно, такое заключение должно быть положительным. Составляет его комиссия, которая, как правило состоит из руководителей ОУ, представителей различных ведомств, в том числе в сфере образовательной политики. Если ликвидируется муниципальное ОУ в сельском поселении, то также учитывается мнение местных жителей. В самом заключении обосновывается необходимость ликвидации ОУ. Например, нехватка или перераспределение финансирования, неспособность вести образовательный процесс. А также формируется вывод о последствиях для общества, оцениваются социальные риски, способы их минимизации, а также оцениваются возможные негативные педагогические последствия, варианты их предупреждения. 
К статьям

Статьи и новости

Заказать звонок

Задать вопрос

RU/EN
Яндекс.Метрика