06.10.2015
Отношения, связанные с осуществлением прав в отношении ценных бумаг (акций) регулируется законом об AO и законом o рынке ценных бумаг.
Закон o рынке ценных бумаг предусматривает, что права акционеров на владение эмиссионными ценными бумагами, выпущенные в документарной форме удостоверяются сертификатами, находящимися у акционеров либо сертификатами и записями по счетам депо, находящимися на хранении в депозитарии. Если форма выпуска эмиссионных ценных бумаг бездокументарная, то подтверждением факта обладания такими бумагами акционера является запись на лицевых счетах у реестродержателя, либо записями по счетам депо в депозитариях, если права на акции (ценные бумаги) в депозитарии. Обязанностью держателя реестра акционеров и депозитария является хранение документов, напрямую связанных с ценными бумагами (приобретение, продажа, реестр акционеров и т.д.) не меньше 5-ти лет c момента их поступления держателю реестра либо депозитарию. Таким образом, из закона следует, что описанные обязанности принадлежат именно реестродержателю, но никак не акционеру.
Кроме вышеуказанных документов, относящихся к ведению реестра ценных бумаг, существует еще Положение o ведении такого реестра. Данное положение предусматривает, что внести запись в реестр акционеров можно лишь при наличии передаточного распоряжения и иных документов, подтверждающих переход прав на акции. Получается, что таким подтверждающим документом может быть и протокол (решение) акционеров, ведь ни в одном законодательном документе запрета на это нет, а значит, такой документ может являться доказательством правомерности приобретения гражданином акций.
Учитывая все нормы выше описанных законов, обязывающих реестродержателя по ведению реестра акционеров, возникает вопрос: что если реестродержатель недобросовестно исполняет свои обязанности по ведению этого самого реестра акционеров? Предусматривается ли для него хоть какая-то ответственность за его недобросовестность?
В настоящее время для недобросовестного реестродержателя никакой гражданско-правовой ответственности законодательством не установлено. В том числе, если регистратор в нарушение законодательства не зарегистрирует акции, к тому же и совершит сделки с ними, то все последствия этого нарушения лягут исключительно на владельцев акций.
И только уже владельцам акций принимать решение обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав реестродержателем или нет. Хотя практика говорит о том, что все же без предъявления реестра акционеров, в котором будут отражены права данного акционера на акции, в суде доказать практически ничего не возможно.